Поступление ребенка в детский сад является значительным событием как для родителей, так и для педагогов. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. Вот почему недопустимо процедуру встречи и приема родителей сводить только к деловым контактам с сотрудниками детского сада. Необходимо наполнить ее особым содержанием, направленным на установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка к детскому саду.
Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах - письменной и устной. Преимущества личностно-ориентированного общения известны всем, тогда как использование разного рода письменных рекомендаций при взаимодействии с родителями весьма ограничено. Поэтому считаем необходимым специально подчеркнуть преимущества письменной формы.
Во-первых, общение только в устной форме требует много времени.
Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от заведующей, медицинской сестры, воспитателей и т.д.
И в-третьих, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо вначале убедить их в этом, предложить определенный алгоритм действий, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точна. Так, предоставление родителям определенной информации (требования к одежде ребенка, выполнение режима дня в семье и т.п.) избавляет дошкольных работников от необходимости давления на них и вместе с тем помогает правильно решать важные задачи, связанные со здоровьем ребенка.
Разного рода памятки, рекомендации для родителей, предлагаемые в письменной форме, лишь дополняют устное содержательное общение, а не подменяют его.
Рассмотрим примерный вариант общения сотрудников дошкольного учреждения с родителями при поступлении ребенка в детский сад с использованием разных форм организации общения (индивидуальной и фронтальной) и его содержания (в устной и письменной формах).
Наглядная информация для родителей может включать:
• визитную карточку учреждения с указанием направлений его деятельности и программы работы, дополнительных услуг и т.п.;
• информацию о достижениях (дипломы, грамоты и другие награды как сотрудников учреждения, так и детей, даже выпускников);
• стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Республики Беларусь, Закон об образовании и др.);
• график работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника, его почетных, ученых званий, наград, сведений об участии в общественной деятельности района, города и т.п.).
Все стенды должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к оформлению учреждения: единый стиль, хороший вкус, ясная логика.
Основные заголовки должны быть даны крупно и ярко, чтобы они сразу привлекали внимание.
Стенды не должны быть перегружены материалами. При их оформлении не следует злоупотреблять декоративными элементами, изображением матрешек, шариков, игрушек и т.п. Повышенная броскость будет мешать восприятию информации, отвлекать родителей и вызывать недоверие к предлагаемому содержанию. Иллюстративный материал стендов не должен быть мелким. Хорошо воспринимаются крупные фотографии, а более мелкие целесообразно объединить в общий фотомонтаж.
Подготовку к первой встрече с родителями желательно начать с создания соответствующих условий. Для этого необходимо:
• подготовить гардероб, чтобы родители могли раздеться и оставить свои вещи;
• продумать место для проведения беседы таким образом, чтобы родители почувствовали расположение руководителя к детям, желание разделить их заботы, помочь преодолеть трудности.
Традиционная организация встречи, при которой заведующая «восседает» за своим столом, а родители находятся рядом, не позволяет им почувствовать себя желанными гостями и создает определенный психологический барьер.
Кроме того, руководителю необходимо иметь в своем распоряжении комплект соответствующих теме встречи документов, а также памяток и рекомендаций для родителей с учетом их отношения к процессу адаптации ребенка к детскому саду. Так, для тревожных родителей, которые болезненно реагируют на процедуру предстоящего расставания с ребенком, может быть приготовлена специальная памятка. Ее цель состоит в том, чтобы успокоить их, внушить доверие к детскому саду и предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения матери к ребенку.
В качестве действенного выхода из этой достаточно сложной ситуации таким родителям могут быть предложены специальные группы адаптации, в которых возможно их присутствие.
Родителям, безразличным к трудностям адаптации, которые предстоит пережить их ребенку, можно показать последствия эмоционального стресса ребенка.
В отдельной памятке желательно деликатно и тактично изложить требования к одежде и внешнему виду ребенка. При этом надо объяснить, что в этой кажущейся простой процедуре заложен глубокий воспитательный эффект, связанный с уважением к личности ребенка, формированием у него уверенности в себе и своих возможностях. (Неопрятная одежда может вызвать негативной отношение со стороны сверстников).
Чтобы семьи, которые переживают материальные трудности, не ощутили определенного давления, в каждом конкретное случае вопрос будет решаться индивидуально.
Беседу заведующей с родителями необходимо построить таким образом, чтобы родители почувствовали, с одной стороны, неподдельный интерес к их ребенку; желание сделать все возможное для сохранения его здоровья и своевременного развития, а с другой – что успех этой работы целиком зависит от их непосредственного участия в этом. На этапе дошкольного детства роль родителей так велика и значима, что без их участия добиться значительных результатов фактически невозможно.
Особое внимание заведующая должна уделить знакомству родителей с медицинским персоналом и со всеми сотрудниками группы.
Было установлено, что характеристика личностных, деловых, профессиональных качеств, данная руководителем своим сотрудникам, во многом способствует установлению доверительных отношений между ними и родителями. Поэтому заведующей не следует жалеть сил и времени для передачи этой информации.
Продолжением работы является непосредственное знакомство со всеми сотрудниками детского сада, для чего и проводится экскурсия по детскому саду. Цель ее – показать родителям, что в дошкольном учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для здоровья и развития ребенка. В результате родители должны получить информацию о том, как решаются в учреждении вопросы охраны жизни и здоровья детей, как организован режим дня и как соблюдаются воздушный, световой, двигательный и питьевой режимы, какие созданы условия для проведения гигиенических процедур, Не менее важно рассказать, как организовано питание.
Во время экскурсии необходимо более подробно остановиться и на том, как организована развивающая среда, какие созданы условия для уединения и психологической разгрузки детей.
Особое внимание следует уделить оздоровительным процедурам, которые может предоставить детям данное учреждение.
В конце встречи заведующая предлагает родителям посетить заседание родительского клуба, где они получат информацию о том, как протекал период адаптации у других детей, какие действия родителей помогли им, какие были допущены ошибки и как их можно избежать, какой положительный опыт накоплен в других семьях, и т.п.
Вначале воспитатели знакомятся только с родителями. Цель встречи - расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребенке.
В процессе индивидуальной беседы воспитатели проявляют заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Выражают желание увидеть его фотографии, интересуются здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания.
Важно выяснить у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребенка дома, чем он любит заниматься (играть, смотреть телевизор и т.п.), какие особенности его поведения радуют родителей, а какие – огорчают.
Педагоги говорят родителям, что хотят заочно познакомить ребенка с детским садом. Предлагают вместе с ребенком рассмотреть дома, заранее подготовленный альбом с фотографиями, на которых изображены детский сад, все помещения группы (раздевальная комната, игровая, спальня, туалет). Следует подробно проинструктировать родителей, как организовать в семье рассматривание альбома, как привлечь внимание ребенка к игровой среде, как заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми.
Особое значение для последующего взаимодействия воспитателей с семьей приобретает создание родителями альбома о собственном ребенке. Воспитатели объясняют, что для более близкого знакомства с каждым ребенком им необходимо больше с нем узнать. Для этого родители на отдельных листах или в специальном альбоме должны поместить любую фотографию ребенка, задать ему ряд вопросов, а ответы занести в альбом «МОЯ СЕМЬЯ» - Меня зовут… Мне… лет. Мою маму зовут… Моего папу зовут… Город, в котором я живу… Страна, в которой я живу… Мой домашний адрес… Номер нашего телефона…
ЧТО Я ЛЮБЛЮ - Моя любимая игрушка… Моя любимая сказка… Мое любимое стихотворение… Я люблю рисовать (что?)… Место для рисунка… Мое самое любимое занятие дома… Я радуюсь, когда… Больше всего я люблю смотреть… Я хотел(а) бы иметь дома… Мои любимые животные… Больше всего я хотел(а) бы, чтобы мне подарили… Мое любимое блюдо… Моего лучшего друга (подругу) зовут… Мои лучшие друзья…
МОИ УСПЕХИ - Я очень хорошо (играю, бегаю, танцую, смеюсь и т.п.).
Я УМЕЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО - одеваться, чистить зубы, есть аккуратно, пользоваться ножом и вилкой во время еды, завязывать шнурки на ботинках, без напоминаний убирать игрушки и вещи на место и т. д.
Педагоги просят родителей не откладывать надолго изготовление альбомов и вместе с документами (обменной картой, справками и др.) принести в детский сад.
После ознакомления с содержанием альбома педагогам необходимо познакомиться с ребенком в домашней обстановке и лично пригласить его в детский сад.
© 2015 ГУО "Санаторный детский сад № 165 г. Гомеля"