Задачи:формировать представления родном городе и его достопримечательностях; расширить представления о защитниках города Гомеля в годы Великой Отечественной войны, формировать патриотическое сознание, чувство верности своей республике. Развивать любознательность к местам, которые являются историческим наследием, архитектурной ценностью в городе Гомеле. Воспитывать патриотические, нравственные и эстетические чувства, желание активно участвовать в событиях социального окружения.
Адрес: Республика Беларусь, г. Гомель, Фестивальный парк.
Место расположения:Парк Фестивальный
Район: Советский
Микрорайон: Фестивальный
Улица: Речицкий проспект
Год основания: 1968
Тип объекта: памятник
Вид объекта: мемориал
Курган славы начинает свою историю в 1967 году. Его создание в Фестивальном парке города было приурочено к 50-летию советской власти. Он увековечивает память воинов Красной Армии, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Венцом композиции является металлический язык пламени, установленный на верхушке Кургана. Рядом с ним горит Вечный огонь.
На плите выгравирована надпись: «Навеки в памяти народной будут жить имена героев, которые погибли в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. 1941 - 1945».
Курган был насыпан из земли, которая была собрана из 100 мест, где проходили важнейшие сражения Великой Отечественной войны, среди которых Москва, Ленинград, Киев, Одесса, Брест и другие города СССР.
При строительстве в 1967 году в Курган славы была помещена капсула времени. На плите имеется надпись, согласно которой капсулу времени с наказом для потомков необходимо вскрыть в 2017 году, в день 100-летия Советской власти.
В 2013 году была проведена реконструкция мемориала «Курган Славы», который был открыт 25 ноября в день 70-летия освобождения города от оккупации.
К Кургану Славы доставили капсулы с землёй из мест боевых сражений.
Для чего это нужно?
Знание исторических событий, гордость за страну – основа патриотического воспитания. Дети должны помнить героизм предков, их подвиги. Не стоит малышам объяснять все подробности боевых действий. Следует дозировать информацию, учитывая возраст ребенка.
Зачем детям рассказывать о войне?
Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются женскими ролями во время войны – заботой о детях, раненых солдатах. Рассказы о ратных подвигах помогают развить чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ. За один раз поведать ребенку об Отечественной войне сложно. Поэтому лучше всего разделить беседу на несколько частей.
Как рассказать ребенку о войне?
Следует учитывать возрастные особенности при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи о войне, рассказать о медалях и наградах. Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев. Для наглядности родителям стоит сводить ребенка в музей или к памятнику боевой славы. Зрительное восприятие усилит понимание героического подвига страны, поможет осознать недопустимость военных действий в будущем.
Как рассказать детям о Великой Отечественной войне?
Как не напугать ребенка ужасами битв? Рассказывая об Отечественной войне, следует объяснить, что фашистская Германия напала на Советский Союз. Коварный замысел врага заключался в том, чтобы максимально быстро уничтожить спящий, ни о чем не подозревающий народ.
В беседе с ребенком нужно обязательно указать, что вся страна объединилась против захватчиков. Происходили бои не только в специально отведенных местах – на ратных полях. Военные действия возникали везде, где появлялись враги. В каждом городе или деревне жители отстаивали свою свободу, не желая подчиняться оккупантам.
Так появились партизаны. Это люди, которые не служили в армии, а вели подпольную деятельность, защищая свой народ. Они прятались в лесу, уничтожали противника, выводили из строя боевую технику. Солдаты, которые уходили на фронт, воевали целыми отрядами, дивизиями. Это были самые обычные граждане, которые хотели помочь своей стране.
Как грамотно рассказать детям о войне 1941 – 1945 годов?
С какого их возраста следует начинать вести беседы? К 3 годам ребенок уже понимает, кто такие враги и друзья. В этом возрасте не стоит вдаваться в подробности. Достаточно поведать о том, что наша страна победила в этой войне. 9 мая граждане празднуют свой триумф. В День Победы ветераны надевают ордена, звучат военные песни, устраивается праздничный салют.
Как рассказать ребенку 4 лет о войне?
Не стоит в таком возрасте говорить слова «убивать», «ранить», «взрывать». Достаточно рассказать о том, что враги захватили страну. Но герои отстояли города, защитили свои семьи и победили.
Прежде чем рассказать ребенку 5 лет о войне, можно прочитать рассказ или стихотворение, показать репродукцию, фотографию с мест боевых действий. Нужно донести до сознания ребенка, что война – это плохо. Это разрушенные города, отсутствие еды и спокойной жизни. Следует также познакомить ребенка с военной техникой (пушками, танками).
В старшем дошкольном возрасте уже можно заострить внимание на том, что взрослые и дети не жалели своих жизней. Они под пулями рисковали собой, пытаясь принести стране победу.
Как объяснить детям, почему она началась?
Следует объяснить детям, что межгосударственные конфликты могут происходить по разным причинам. Например, руководители стран поссорились, или врагу захотелось захватить богатую и процветающую область. Война с нацистской Германией имела совсем другие причины. Правитель-фашист решил убивать людей, исходя из их национальности. Только арийская раса имела право жить и господствовать на планете. Все остальные национальности (русские, поляки, французы, армяне, евреи) должны были быть уничтожены или полностью подчиниться фашистскому режиму.
В связи с этим следует пояснить, что и в Германии проживали люди разных национальностей. Эта страна первой же и пострадала от нацистов. Чтобы не стать рабами фашистов, русские люди решили победить врага.
Как объяснить детям название – Великая Отечественная война?
Отечество – это родная сторона, в которой находится дом, семья. Солдаты воевали за свою страну, детей, жен, родителей. Поэтому Отечественная война и получила такое название.
Военная техника и военные профессии.
Можно вспомнить о том, что каждый человек имеет свою профессию. Есть врачи, рабочие, учителя, продавцы. И существуют военные профессии. Люди специально обучаются основам тактики и стратегии. Даже в мирное время идет разработка боевой техники – самолетов, оружия, танков, ракетных установок.
Во время войны люди военных профессий становятся командующими. Это генералы, маршалы, которые по карте определяют, куда пойдет враг, где лучше его поймать и обезвредить.
Летчики, связисты, врачи – во время войны они находились в самых горячих точках. Танки, корабли, артиллерия, самолеты – вся боевая техника управлялась подготовленными людьми. Происходили бои не только на улицах городов, но и в воздухе, на море.
Женщины, которые находились в тылу, работали на заводах, полях, шили военную форму, готовили вооружение. Многие из них шли на фронт медсестрами. Разруху и горе принесла война.
Рассказать детям можно о том, как в тылу ребята вместе с матерями работали на заводах, как не хватало еды, как враги взрывали дома, как люди прятались в бомбоубежищах.
Стихи, рассказы, песни
Рассказать детям о войне 1941 – 1945 годов помогут стихи и рассказы, написанные специально для детей дошкольного возраста:
– У С. Алексеева есть миниатюры о блокаде Ленинграда («Шуба», «Первая колонна»);
– Рассказ А. Митяева «Мешок овсянки» поведает о взаимоотношениях солдат;
– У В. Богомолова есть зарисовка «Вечный огонь» о защитниках Сталинграда;
– Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?»;
– А. Гребенина «Вера Иванова»;
– А. Митяев «Письмо с фронта»;
– На военные темы писали Л. Кассиль, А. Гайдар;
– Стихи А. Твардовского, В. Высоцкого.
Песни военных лет («Журавли», «Катюша»)
После прослушивания песни можно выучить её со старшими детьми дошкольного возраста. Можно рассказать детям, что в перерывах между боями солдаты отдыхали, сочиняли стихи, общались, вспоминали родных, писали письма. Песни военных лет помогли выстоять в неравной борьбе.
Песни для прослушивания с детьми: «Священная война», «В землянке», «Темная ночь», «Алеша», «Смуглянка», «Синий платочек», «Эх, дороги», «Дорога на Берлин».
Рассказы, песни, стихи следует подбирать с учетом возраста детей. После прослушивания можно устроить беседу по содержанию миниатюры. Усилить впечатление от рассказа помогут фотографии военных лет, известные репродукции.
Города-герои
Во время беседы о войне обязательно нужно вспомнить, что существуют города-герои. Это почетное звание присваивается населенному пункту за мужество и героизм, проявленный его жителями. Такие города находятся на территории Украины, Беларуси, России.
Брестская крепость-герой первой приняла на себя удар врага. Солдаты до последнего сопротивлялись, стараясь выиграть время. Почти все защитники крепости пали в неравном бою. Целый месяц продолжалась борьба. Все это время над крепостью развивался красный флаг – символ мужества и единства народа.
Минск – за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново.
Награды
Можно попробовать мотивировать ребенка на самостоятельные раздумья. Например, задать такой вопрос: "За что получают медали и ордена во время войны?" Дети в старшем дошкольном возрасте могут уже сами рассказать, что за мужество, подвиги, храбрость солдаты получали награды. Бойцы и командиры во время Отечественной войны награждались медалями («За отвагу», «За боевые заслуги»), орденами («Красного знамени», «Красной звезды»). За оборону городов-героев выпустили специальные награды «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Ленинграда». Ордена Кутузова, Невского, Суворова получали командиры за успехи в управлении отрядами, дивизиями. Орденом Отечественной войны награждались рядовые бойцы, партизаны, начальствующий состав Красной Армии и Военно-Морского Флота.
Дети-герои
Дошкольникам больше понятен образ таких же детей, как и они сами. Поведать о детях-героях, которые, не побоявшись расправы, помогали стране победить.
Музей боевой славы
Перед Днем Победы дети детских садов, школ приходят к памятникам или Вечному огню. Они возлагают цветы к могилам погибших героев, обещая хранить память об их подвигах. Экскурсия в музей боевой славы поможет детям увидеть форму солдат, награды, гранаты, каски, фляжки, плащ-палатки. Там же находятся фотографии военных лет, письма бойцов, хранятся их биографии.
Рассказ о войне в детском саду
В детском саду существует большой спектр возможностей поведать детям о войне. Это и беседы, и разучивание песен, танцев, и чтение стихов, и участие в ратных играх-эстафетах, и возможность примерить на себя гимнастерки, фуражки.
Родители о войне
Почти в каждой семье есть свои истории о дедушках и бабушках, которые участвовали в боевых действиях или трудились в тылу. Можно показать семейные фотографии, ордена ветеранов. Главное в таком разговоре – искренность. Следует также объяснить малышу, что войны случались всегда. Даже на примере сказочных героев можно рассказать о сути боевых действий. Можно сходить с ребенком к Вечному огню или в музей, возложить цветы в память о погибших героях, посмотреть Парад Победы по телевизору, выразить в творчестве неприятие войны.
Творчество детей
В преддверии 9 Мая в детских садах, школах воспитанники и учащиеся готовят поделки, рисуют картины на военную тематику. Дома можно продолжить совместное творчество: сделать поделку и подарить ее дедушке, бабушке. Это может быть танк, самолет, корабль. Или можно нарисовать рисунок и повесить его в квартире.
Не стоит пугать ребенка тем, что война может начаться в любой день. Лучше дать ему ощущение стабильности. Пояснить, что победа дала нам возможность жить в мире, учиться и работать, спокойно гулять и не бояться врагов. За это следует благодарить ветеранов.
Когда ребенок спрашивает о войне, он больше желает услышать то, что его любят и не дадут в обиду. Родителям следует помочь малышу справиться с тревогой, беспокойством.
Советы родителям: как рассказать детям о войне
– Рассказывать о войне следует простым, лаконичным языком. Чем младше ребенок, тем понятнее и доступнее должна быть информация.
– Не нужно пытаться рассказать все и сразу. Лучше разделить разговор на несколько частей. Об оружии поговорить в музее, о героизме – у памятника, о благодарности – создавая подарок ветерану.
– Детям старшего возраста обязательно нужно максимально правдиво доносить информацию о некоторых нюансах войны. Родителю следует быть готовым к нелицеприятным вопросам. Если нет желания отвечать сразу, предупредите ребенка, что он все узнает, но позднее.
Рекомендации родителям при посещении «Мемориального комплекса «Курган Славы» (Гомель)»
Доведите со сведения вашего ребёнка, куда и с какой целью Вы отправляетесь.
Желательно отправится по маршруту всей семьёй.
Возьмите с собой небольшой букетик цветов, чтобы ребёнок сам возложил цветы к вечному огню.
По прибытии на место маршрута, назовите название мемориального комплекса.
Рассмотрите курган издалека.
Потом не спеша обойдите вокруг кургана.
Прочитайте что написано на мемориальных табличках.
Возложите цветы к вечному огню.
Минута молчания.
Присядьте на ближайшую скамейку и расскажите, как появился этот курган.
Задайте ребёнку вопросы:
– Когда началась Великая Отечественная война?
– Какая страна напала на Советский Союз?
– Кто такие фашисты?
– Кто победил в войне?
– Сколько времени продлилась ВОВ?
– Какой праздник мы отмечаем девятого мая?
Прослушайте песню по вашему выбору – «Священная война», «В землянке», «Темная ночь», «Алеша», «Смуглянка», «Синий платочек», «Эх, дороги», «Дорога на Берлин».
Обойдите вокруг памятника ещё раз, но при этом расскажите о подвиге солдат, которые отдали свои жизни во время войны.
Ещё раз подойдите к вечному огню, склоните голову, пусть ребёнок повторит всё за вами.
Сфотографируйте своего ребёнка на фоне кургана.
Уходя, скажите ребёнку, что данный мемориал, это напоминание всем о том, что война, это ужас, боль и слёзы. А если люди будут помнить об этом, то они не позволят, допустить повторения новой войны.
© 2015 ГУО "Санаторный детский сад № 165 г. Гомеля"